Для просмотра нажмите пожалуйста на вкладку.
Для просмотра нажмите пожалуйста на вкладку.
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2018 года № 336
В целях совершенствования деятельности образовательных организаций, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики», статьей 35 Закона Кыргызской Республики «Об образовании», статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1) самостоятельно формировать штатное расписание исходя из производственной необходимости;
2) направлять средства, высвобождаемые в результате оптимизации организационной структуры общеобразовательных организаций и эффективного комплектования классов, на стимулирование труда работников общеобразовательных организаций.
1) постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 30 сентября 1995 года № 404;
2) постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 1995 года № 404 «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 2 февраля 2010 года № 58;
3) пункт 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по улучшению организации питания учащихся начальных классов общеобразовательных организаций» от 7 октября 2014 года № 582;
4) постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 30 сентября 1995 года № 404″ от 25 марта 2015 года № 156;
5) пункт 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 30 сентября 1995 года № 404″ от 16 октября 2015 года № 712;
6) постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 30 сентября 1995 года № 404″ от 2 декабря 2015 года № 816;
7) пункт 1 постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 27 апреля 2016 года № 216;
8) пункт 3 постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по улучшению организации питания учащихся 1-4 (начальных) классов общеобразовательных организаций» от 28 декабря 2017 года № 842.
Премьер-министр | М. Абылгазиев |
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
общеобразовательных организаций
Наименование должностей | Количество штатных единиц (ставок) в зависимости от численности учащихся | |||||||||
До 100 | 101- 225 | 226- 275 | 276- 450 | 451- 550 | 551- 775 | 776- 990 | 991- 1999 | 2000- 2500 | Свыше 2500 | |
Директор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Заместитель директора по учебной, учебно-воспитательной работе | — | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 1 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 |
Заместитель директора по хозяйственной работе (завхоз) | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Главный бухгалтер (в школах, которые не обслуживаются централизованной бухгалтерией) | — | — | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,25 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Организатор по внеклассной и внешкольной работе с детьми | — | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 |
Лаборант | — | — | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Библиотекарь | — | — | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Социальный педагог | — | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,5 | 1,5 |
Секретарь | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (электрик, сантехник и т.д.) | — | — | — | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Примечание:
В котельных, работающих на электрическом обогреве, вводится должность рабочего-оператора, из расчета одна штатная единица в смену на отопительный сезон. При централизованном теплоснабжении (при наличии работающих бойлерных установок, тепловых пунктов, требующих постоянного дежурства) вводится должность рабочего дежурного, из расчета одна штатная единица в смену на отопительный сезон. Из общей численности рабочих в котельных одна штатная единица вводится на круглый год. В школах с печным отоплением вводится должность истопника, из расчета одна штатная единица на 10 печей, но не менее 0,5 ставки на школу.
— при наличии до 300 учащихся — 0,25 ставки руководителя внеклассной физкультурной работы, от 301 до 400 учащихся — 0,5 ставки, от 401 до 500 учащихся — 0,75 ставки, от 501 до 600 учащихся — 1,0 штатная единица, от 601 и более учащихся — 1,25 ставки, от 1001 до 2000 учащихся — 2 штатные единицы; от 2001 до 2500 учащихся — 2,5 ставки; от 2501 и более учащихся — 3 штатные единицы руководителя внеклассной физкультурной работы;
— при наличии до 300 учащихся — 0,25 ставки руководителя кружка, от 301 до 400 учащихся — 0,5 ставки, от 401 до 500 учащихся — 0,75 ставки, от 501 до 600 учащихся — 1 штатная единица, от 601 и более учащихся — 1,25 ставки, от 1001 и более учащихся — 2 штатные единицы; от 2001 и более учащихся — 2,5 ставки; от 2501 и более учащихся — 3 штатные единицы руководителя кружка.
— повара:
при наличии 50 учащихся — 1 штатная единица;
при 100 и более учащихся — 2 штатные единицы;
— уборщика помещений — 1 штатная единица.
Должность помощника воспитателя вводится с учетом работы в выходные и праздничные дни, из расчета 1,5 ставки; должности воспитателей — из расчета 1,8 ставки на каждые 30 учащихся, но не менее 2,4 ставки на интернат, с учетом работы в выходные и праздничные дни.
При отсутствии должности заведующего интернатом предусматривается доплата за заведование интернатом в размере 1500 сомов.
При расчете ставки поваров применяется правило округления до 0,25 (до 0,13 ставки = 0 ставок, от 0,13 до 0,25 ставки = 0,25 ставки).
Пример 1. В общеобразовательной организации горячим питанием обеспечены 125 учащихся 1-4 (начальных) классов.
В этом случае ставка повара будет (0,5 ставки + 0,125 ставки = 0,5 ставки).
Пример 2. В общеобразовательной организации горячим питанием обеспечены 126 учащихся 1-4 (начальных) классов.
В этом случае ставка повара будет (0,5 ставки + 0,13 ставки = 0,5 ставки + 0,25 ставок = 0,75 ставки).
Приложение 2
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
школ-интернатов, школ-интернатов для детей-сирот, детских домов, школ-интернатов для детей е дефектами умственного и физического развития
Наименование должностей | Количество штатных единиц (ставок) |
Директор | 1 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | 1 |
Старший воспитатель | 1 |
Библиотекарь | 0,5 |
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе | 1 |
Психолог | 1 |
Музыкальный руководитель | 1 |
Лаборант | 0,5 |
Врач-педиатр | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 1 |
Секретарь-машинистка | 1 |
Шеф-повар | 1 |
Повар | 2 |
Подсобный рабочий | 2 |
Кладовщик | 1 |
Обувщик | 0,5 |
Машинист по стирке | 1,5 |
Рабочий по текущему ремонту и обслуживанию зданий, сооружений и оборудования | 1,5 |
Примечание:
В других учреждениях интернатного типа наполняемость в классах и группах устанавливается в соответствии с положениями, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.
При расчете воспитателей на одну группу применяется норматив: 1 воспитатель = 30 часов в неделю.
В учреждениях для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича предусматривается должность техника по ремонту ортопедических аппаратов.
В учреждениях для слепых детей, детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича дополнительно выделяется 1 единица подсобного (кухонного) рабочего, при 10 и более группах — 2 единицы.
В специальных школах-интернатах (кроме школ-интернатов для умственно отсталых детей) при наличии более 23 классов-комплектов вводится дополнительно 0,5 ставки должности заместителя директора по учебной работе.
В интернатных учреждениях должность дворника устанавливается из расчета 1 единица на 1 га убираемой площади, но не менее 1 единицы на учреждение.
В специальных учреждениях для детей, имеющих нарушения речи, должность учителя-логопеда вводится из расчета 1 единица на 25 детей школьного и 20 детей дошкольного возраста.
В интернатных учреждениях, имеющих дошкольные группы, должность музыкального руководителя вводится из расчета по 0,2 ставки на 1 группу воспитанников.
Должность медицинской сестры устанавливается с учетом работы в выходные и праздничные дни в количестве 2 единиц, при отсутствии дошкольных групп — 1 единица. В учреждениях, имеющих изолятор, находящийся в обособленном помещении, имеющем отдельный наружный вход, дополнительно устанавливается 3,3 единицы должности младшей медицинской сестры.
— на замену учебно-вспомогательного персонала и воспитателей, находящихся в отпуске;
— для оплаты труда руководителей кружков — 1,5 ставки;
— для оплаты труда музыкального руководителя из расчета 0,25 ставки на каждую дошкольную группу;
— на внеклассную физкультурную работу — 0,5 ставки руководителя.
При наличии бассейна вводится ставка инструктора по физкультуре (плаванию); а при наличии учебно-опытного участка, теплицы на период их работы предусматривается доплата в размере 0,5 ставки руководителя кружка.
За выполнение обязанностей мастера учебных мастерских предусматривается доплата в размере 0,15 ставки руководителя кружка за каждую мастерскую, а при наличии комбинированной мастерской — 0,25 ставки руководителя кружка.
— 1 должность в смену при наличии котельных, работающих на твердом топливе или газе, и 2 должности в смену при площади котлов 75 и более кв. метров или отсутствии автоматики управления газом;
— при печном отоплении — 1 ставка истопника на 10 печей, но не менее 0,5 ставки; при наличии бойлерных установок, насосов, требующих постоянного дежурства, — 1 ставка оператора в смену.
Приложение 3
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
дошкольных образовательных организаций
Наименование должностей | Количество штатных единиц (ставок) в зависимости от числа групп | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Директор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Заведующий хозяйством | — | — | — | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Бухгалтер | — | — | — | — | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Повар | 1 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Подсобный рабочий | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту | — | — | — | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Машинист по стирке белья | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2 |
Уборщик помещений | — | — | — | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Наименование должности | При 6-дневной рабочей неделе | При 5-дневной рабочей неделе | ||
Продолжительность работы в часах | 24 часа | 3 часа | 10 часов | 24 часа |
Ясельные группы: | ||||
Воспитатель | 3,6 | — | 1,55 | 3,0 |
Санитарка-няня | 3,33 | — | 1,3 | 2,75 |
Дошкольные группы: | ||||
Воспитатель | 2,2 | 0,75 | 1,55 | 2,0 |
Помощник воспитателя | 1,5 | 0,5 | 1,15 | 1,5 |
Примечание:
— в ясельных группах до 1 года и санаторных ясельных группах — 20 человек;
— в ясельных группах от 1 до 3 лет, ясельных смешанных группах и санаторных дошкольных группах — 25 человек;
— в дошкольных группах от 3 лет и старше — до 30 человек;
— в группах с недоразвитием фонетической речи — 20 человек;
— в группах с тяжелым нарушением речи и заиканием — 16 человек;
— в группах с нарушением слуха — 10 человек.
Из общего числа персонала, обслуживающего отопление, 1 штатная единица вводится на круглый год.
При несамостоятельном центральном отоплении вводится 1 штатная единица рабочего в год.
При печном отоплении на отопительный сезон устанавливается должность истопника из расчета 0,1 ставки на каждую печь, но не менее 0,5 ставки на дошкольную образовательную организацию.
При необходимости должность сторожа совмещается с должностью дворника без дополнительной оплаты.
В дошкольных образовательных организациях (группах) для детей с нарушением речи дополнительно устанавливается на каждую группу должность логопеда.
Приложение 4
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
внешкольных учреждений (центров) всех типов и наименований
Наименование должностей | Районные | Городские | Областные и г.Бишкек |
Директор | 1 | 1 | 1 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | 0,5 | 1 | 1 |
Заведующий методическим отделом | — | — | 1 |
Заведующий организационно-массовым отделом | — | — | 1 |
Заведующий хозяйством | 0,5 | 0,5 | 1 |
Секретарь-машинистка | — | — | 0,5 |
Бухгалтер | — | — | 1 |
Художник | — | — | 0,5 |
Кладовщик | — | — | 1 |
Итого | 2 | 2,5 | 8,0 |
Примечание:
Одна из должностей рабочего вводится на весь год.
При печном отоплении на отопительный сезон устанавливается 1 единица истопника из расчета на 10 печей, но не менее 0,5 ставки на учреждение.
При необходимости должность сторожа совмещается с должностью дворника.
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2011 года № 270
Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной
платы работников образовательных организаций
(В редакции постановлений Правительства КР от 16 октября 2015 года № 711, 30 сентября 2019 года № 511)
В связи с введением новой системы оплаты труда работников образовательных организаций в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций» от 19 января 2011 года № 18, в целях повышения результативности и качества работы, материального стимулирования и создания условий для работников образовательных организаций Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 30 сентября 2019 года № 511)
(В редакции постановления Правительства КР от 16 октября 2015 года № 711)
Премьер-министр | А.Атамбаев |
Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 21 июля 2014 года № 403
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
среднего общего образования Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1) общественно согласованные приоритеты среднего общего образования;
2) цели и задачи среднего общего образования;
3) перечень ключевых компетентностей и уровень их достижения;
4) основные принципы оценивания результатов образования на уровне системы образования, школы, класса и отдельного учащегося;
5) организационные и методические (технологические) изменения в школьном образовании.
1) реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования;
2) методические основания для интеграции предметов в образовательных областях для оптимизации учебной нагрузки.
1) предметные стандарты;
2) учебные планы;
3) учебно-методические комплексы.
Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования вовлекают в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и неправительственных организаций, родителей, самих обучающихся.
— базовые общеобразовательные предметы — предметы, которые являются обязательными для всех учащихся на всех ступенях обучения и во всех профилях обучения;
— базисный учебный план — документ, устанавливающий перечень обязательных предметов, последовательность их изучения, объем и формы учебной нагрузки;
— государственный компонент — часть учебного плана школьного образования, реализующая требования государственного стандарта и обязательная для школ всех типов и форм собственности;
— государственный стандарт среднего общего образования — нормативный правовой документ, который:
обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования;
регулирует образовательный процесс;
обеспечивает развитие системы образования на национальном и региональном/локальном уровнях;
— индивидуальная образовательная траектория — определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующая их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями;
— инклюзивное образование — динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей;
— качество образования — степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам;
— ключевые компетентности — измеряемые результаты образования, определяемые в соответствии с социальным, государственным, профессиональным заказом, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующихся на социальном опыте учащихся;
— компетентность — интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний, умений и способы деятельности в определенной ситуации — учебной, личностной, профессиональной;
— компетенция — заранее заданное социальное требование (норма, перечень стандартов) к образовательной подготовке учащегося, необходимое для его/ее эффективной продуктивной деятельности в определенной ситуации — учебной, личностной, профессиональной;
— куррикулум — система регламентирующих и ориентирующих документов, обеспечивающих построение системы образования на компетентностной основе, задающих требования к образовательным результатам, организации учебного процесса и согласующих школьное образование с социальным заказом общества;
— образовательная область — содержание образования, относящееся к определенной сфере человеческой деятельности, представленное в виде педагогически адаптированного опыта научной и практической деятельности;
— образовательный процесс — организованный процесс обучения и воспитания в форме занятий различного вида с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий учащихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации учащихся и выпускников, через который осуществляется реализация целей и результатов образования;
— отметка — количественное выражение оценки;
— оценка — качественное определение степени сформированности у учащихся компетентностей, закрепленных в Государственном и предметных стандартах;
— оценивание — систематический процесс наблюдения за когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой деятельностью учащихся, работой учителя, класса, школы, а также описания, сбора, регистрации и интерпретации информации с целью улучшения качества образования, для определения степени соответствия полученных образовательных результатов запланированным;
— предметные компетентности — частные по отношению к ключевым компетентностям, определяются на материале отдельных предметов в виде совокупности образовательных результатов;
— предметный стандарт — документ, регламентирующий образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета;
— проект — педагогическая технология, обеспечивающая организацию когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой деятельности школьников, ориентированной на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы, предполагающий самостоятельную и групповую деятельность учащихся;
— профильное образование — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
— результаты (образовательные) — совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженных в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями;
— система оценивания — основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения учащихся, учителей, родителей, государственных и общественных структур о состоянии, проблемах, и достижениях образования;
— технология обучения — система приемов и методов организации учебного процесса, направленная на достижение и измерение целей и результатов образования;
— участники образовательного процесса — учащиеся, педагогические работники, управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, родители (законные представители) учащихся;
— цели обучения — конечные и промежуточные результаты обучения, которые достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой сферах, выраженные определенным уровнем ключевых и предметных компетентностей учащегося, которые учитель может измерить и оценить;
— школьный стандарт — документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательной организацией и отражающий специфику конкретной образовательной организации в пределах ее компетенции по организации учебно-воспитательного процесса.
Глава 2. Цели, задачи и результаты среднего общего образования
— освоение фундаментального ядра научных и практических достижений человечества, педагогически адаптированного в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
— формирование гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать свои права с целью успешной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
— воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь;
— развитие навыков ориентации и работы в открытом информационно-образовательном пространстве, самостоятельной поисковой, учебной деятельности;
— обеспечение социального включения и предоставления равных прав на получение образования каждому ребенку.
— любовь к Отчизне, уважение национальных традиций и бережное отношение к культурному и природному богатству Кыргызстана;
— понимание и принятие основных демократических и гражданских прав и свобод, осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение совершать и отстаивать личностный выбор;
— осознание и принятие ценности многообразия культур как основы для толерантного поведения в социальной, политической и культурной жизни, приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением культурных, духовных ценностей народов своей страны и мира;
— самоуважение и возможность реализации личностного потенциала, готовность к активной трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в современных социально-экономических условиях;
— следование принципам устойчивого развития, предупреждения социальных и экологических последствий развития техники и технологий, нормам безопасного и здорового образа жизни.
— учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;
— учащиеся включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведения проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;
— созданы ситуации для приобретения учащимися опыта постановки и достижения целей;
— обеспечена возможность постоянной корректировки индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе оценивания;
— педагоги школы демонстрируют компетентностный подход в образовательной и воспитательной деятельности.
1) информационная компетентность — готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов. Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
2) социально-коммуникативная компетентность — готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей. Готовность получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной формах для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
3) компетентность «Самоорганизация и разрешение проблем» — готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми, а также принимать решения о дальнейших действиях.
1) первый уровень (репродуктивный) характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия);
2) второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации;
3) третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного ее конструирования и обоснования.
Аспект | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Поиск источников, адекватных задаче | — находит информацию, следуя заданным параметрам поиска; | — самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу; | — планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию); — обосновывает использование тех или иных источников; |
— определяет, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой не достает; | — выделяет из представленной избыточной информации ту, которая необходима при решении задачи; | — обосновывает использование информации того или иного типа, исходя из задачи деятельности; — оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности и соответствия для решения задачи; — самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска; | |
— пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте — по ссылкам | — пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет; — пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях | — указывает, в каких источниках следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска | |
Аспект | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Извлечение и первичная обработка информации | — извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников (в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры; | — извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников(в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры, получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы, самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме; | — извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в структуре, самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска; |
— воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам; | — извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы; | — самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника; | |
— воспроизводит простую информацию, представленную графически и символами | — переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот | — переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот | |
Аспект | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Обработка информации и принятие решения на ее основе | — задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации; | — реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации; | — самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации; |
— выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод | — делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям, делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях | — делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них, делает обобщение на основе подобранных эмпирических данных | |
Предъявление информации | — точно излагает полученную информацию; | — излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи; | — самостоятельно разрабатывает стратегию представления информации и представляет ее с учетом поставленной задачи, аудитории и др.; |
— представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате | — представляет информацию в заданном жанре устного выступления или письменного продукта | — готовит письменный продукт, облегчающий понимание устной презентации |
Аспект | I уровень | II уровень | III уровень |
Анализ коммуникативной ситуации | — определяет свою роль и позиции партнеров в стандартной коммуникативной ситуации (кто я, какие цели, кто участники, что я о них знаю) | — соотносит свою позицию и позиции участников коммуникативной ситуации, их социальные роли и намерения с заданной извне коммуникативной целью, определяет их возможные позиции, роли, речевые амплуа и намерения | — самостоятельно оценивает и прогнозирует ситуацию коммуникации и возможное ее развитие |
Планирование и подготовка коммуникативной деятельности | — определяет свое поведение и коммуникативные задачи соответственно стандартному плану; | — составляет план своего коммуникативного поведения в стандартной ситуации; | — выбирает способ изложения информации в устной или письменной формах, исходя из прогноза развития коммуникативной ситуации; |
— готовит план выступления на основе заданной цели, целевой аудитории и жанра выступления | — в соответствии с коммуникативной задачей формирует содержание и определяет структуру устного или письменного текста (цель-аудитория) | — самостоятельно реализует коммуникативную задачу (цель-роль-аудитория), исходя из коммуникативной ситуации | |
Аспект | I уровень | II уровень | III уровень |
Реализация коммуникативной задачи | — формирует содержание передаваемой информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и заданной социальной ролью; | — формирует содержание передаваемой информации и выбирает социальную роль в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; | — формирует содержание передаваемой информации, самостоятельно определяя социальную роль и коммуникативную задачу (исходя из ситуации); |
— выстраивает аргументацию простой структуры по заданному образцу; | — приводит аргументы, разъясняя свою позицию; | — выстраивает аргументацию «за» и «против», предъявленную для обсуждения позиции, дает обоснование собственной позиции; | |
— оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах по заданному образцу; | — оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах определенного жанра и структуры (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом; | — оформляет проработанную информацию в устной и письменной формах, самостоятельно определяя цель, адресата и жанр коммуникации в соответствии с коммуникативной ситуацией; | |
— воспринимает информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме; | — воспринимает информацию, переданную другим (другими), передает содержание информации в выбранной форме (устной или письменной); | — адекватно интерпретирует информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме; | |
— поддерживает взаимодействие с партнером (партнерами) при заданном учителем формате коммуникации | — знает и качественно воспроизводит несколько форматов коммуникации | — владеет разными форматами коммуникации, умеет выбирать их самостоятельно, в соответствии с коммуникативной ситуацией | |
Аспект | I уровень | II уровень | III уровень |
Оценка успешности коммуникации (рефлексия) | — отмечает сильные или слабые стороны осуществленной коммуникации; | — анализирует результаты коммуникации и отмечает сильные и слабые стороны позиций участников; | — анализирует результаты коммуникации, отмечая сильные и слабые стороны позиций участников и своего участия в ней; |
— формулирует частные выводы относительно отдельных сторон коммуникации; | — делает общие выводы по коммуникации, частично соотносит их с целью; | — делает аргументированные выводы в целом по осуществленной деятельности и соотносит их с целью коммуникации; | |
— оценивает осуществленную коммуникацию на эмоциональном уровне («понравилось» — «не понравилось») приводит примеры | — оценивает и обосновывает отдельные аспекты коммуникации | — оценивает для себя степень значимости, результативность осуществленной коммуникации: — что узнал — что понял — чему научился |
Аспекты компетентности | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Определение проблем | — анализирует предлагаемую ситуацию в соответствии с заданными учителем параметрами; | — обосновывает желаемую ситуацию анализирует реальную ситуацию и определяет противоречия между желаемой и реальной ситуацией; | — определяет и формулирует проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации; |
— находит (отмечает) противоречия в информации или ситуации; | — указывает некоторые вероятные причины существования проблемы; | — проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования); | |
— описывает реальную и желаемую ситуации в общих чертах, указывая, чем они отличаются | — анализирует реальную и желаемую ситуации на основе заданных учителем логических схем
| — формулирует и обосновывает возможные пути решения проблемы | |
Аспекты компетентности | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Постановка целей и планирование | — ставит задачу в условиях заданной цели; | — ставит цель, адекватную заданной проблеме; | — ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; |
— выбирает виды деятельности из предложенных для решения поставленной задачи; | — ставит задачи, адекватные цели; | — указывает на риски и препятствия, которые могут возникнуть при достижении цели, и обосновывает достижимость поставленной цели | |
— выстраивает последовательность шагов по решению задачи | — самостоятельно планирует продукт своей деятельности (с описанием характеристик) на основе заданных критериев его оценки | ||
Применение технологий | — корректно воспроизводит технологию (последовательность действий) по письменной и устной инструкции | — выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных ранее или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности | — применяет известную или описанную в инструкции технологию при изменении параметров/требований к продукту; — планирует новую последовательность шагов на основе комбинации имеющихся алгоритмов |
Аспекты компетентности | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
Планирование и организация ресурсов (внутренних и внешних) | — называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности | — планирует внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи (временные, информационные, материальные и др.) | — проводит анализ разнообразных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи |
Оценка результата деятельности и продукта | — осуществляет контроль своей деятельности по заданному извне алгоритму; | — самостоятельно контролирует свою деятельность на соответствие плану работы; | — определяет и обосновывает показатели достижения цели; |
— оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям, заданным способом; — сравнивает характеристики образца и полученного продукта и делает вывод об уровне их соответствия | — оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям | — обоснованно предлагает (отвергает) внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля | |
Рефлексия (самооценка) | — указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности; — указывает мотивы своих действий | — указывает причины успехов и неудач в деятельности; — называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/избежания в дальнейшей деятельности; — анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений | — аргументирует возможность использовать полученные знания, умения, опыт и т.п. при решении других задач |
Глава 3. Требования к структуре и процессу обучения
1) языковая;
2) социальная;
3) математическая;
4) естественнонаучная;
5) технологическая;
6) искусство;
7) культура здоровья.
1) общие положения.
— статус и структура документа;
— система основных нормативных документов для общеобразовательных организаций;
— основные понятия и термины;
2) концепция предмета:
— цели и задачи обучения;
— методология построения предмета;
— предметные компетентности;
— связь ключевых и предметных компетентностей;
— содержательные линии. Распределение учебного материала по содержательным линиям и классам;
— межпредметные связи. Сквозные тематические линии;
3) образовательные результаты и оценивание:
— ожидаемые результаты обучения учащихся (по ступеням и классам);
— основные стратегии оценивания достижений учащихся;
4) требования к организации образовательного процесса:
— требования к ресурсному обеспечению;
— создание мотивирующей обучающей среды.
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Предельная учебная нагрузка | 20 | 23 | 25 | 26 | 30 | 31 | 33 | 34 | 35 | 32 | 33 |
Недельная учебная нагрузка | 20 | 22 | 24 | 25 | 26 | 29 | 30 | 30 | 32 | 29 | 30 |
Классы | Государственный компонент(%) | Школьный компонент(%) | Предметы по выбору (%) |
1-7 классы | 90 | 10 | |
8-9 классы | 80 | 20 | |
10-11 классы | 70 | 20 | 10 |
Глава 4. Система оценивания
1) оценивание образовательных достижений учащихся для коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, аттестации (подтверждения достижения определенного уровня образования);
2) оценку образовательных достижений школы (оценку деятельности учителей или школы) для усовершенствования процесса преподавания и обучения;
3) мониторинг и оценку системы образования.
1) определение образовательных результатов и уровней их достижения до введения системы оценки;
2) ориентация на совершенствование преподавания и процесса обучения;
3) разработка единых требований к уровню подготовки учащихся, инструментарию, процедурам оценивания;
4) соответствие инструментов оценивания достижений учащихся результатам обучения, установленным в Государственном и предметных стандартах;
5) включение учителей в процесс разработки и реализации системы оценивания;
6) обеспечение прозрачности критериев и процедур оценивания, понятность результатов для всех субъектов образовательного процесса;
7) постоянное совершенствование системы оценивания.
1) дает позитивную обратную связь (письменные и устные отчеты, комментирующие работу учащегося), помогает учащемуся сравнить нынешние его результаты с результатами на предыдущем этапе, дает словесную оценку развитию познавательных процессов, мотивированности, компетентностей как учебных результатов;
2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития и предоставляет описательную оценку в конце каждого учебного года;
3) использует различные способы и формы оценивания, в том числе самооценку, взаимооценку, инструменты качественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, карты развития и т.д.);
4) информирует родителей о прогрессе учащегося и о затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;
5) ежегодно, начиная со второго класса, готовит табель успеваемости каждого учащегося с отметками и сопроводительную описательную форму.
1) рассматривает оценку как показатель степени достижения результата обучения;
2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития;
3) использует различные формы (индивидуальная и групповая работа, устная и письменная и т.д.), методы, способы и инструменты качественной и количественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, тесты, контрольные работы и т.п.);
4) информирует учащихся и их родителей о прогрессе и затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;
5) обеспечивает единство требований, предъявляемых к учащемуся, вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает.
Принципы и основания формирования образовательных областей
Смена экономической и политической систем общества | Быстро меняющийся (глобальный) мир, который требует ответов на вызовы, ускоренной адаптации и навыков решения проблем | Развитие информационного общества и технических средств передачи информации | Вызовы окружающей среды. Необходимость перехода к ресурсосберегающим (энерго-, водно- и др.) технологиям | Культурное многообразие страны, региона, мира | Необходимость повышения конкурентоспособности экономики Кыргызстана. Освоение новых технологий, развитие технологического мышления | Необходимость учитывать потребности различных групп интересов и вырабатывать согласованный социальный заказ для системы образования | Необходимость обеспечения равных возможностей в получении качественного образования на протяжении всей жизни, в том числе инклюзивного | ||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | |||||||||||||||||||||||||||||
Уважение и любовь к своей Отчизне — Кыргызстану | Демократические и гражданские права, свободы и социальная ответственность | Признание ценности многообразия | Самоуважение и возможность реализации личностного потенциала | Здоровье и безопасная окружающая среда | |||||||||||||||||||||||||
Цель | |||||||||||||||||||||||||||||
Готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире | |||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые компетентности | |||||||||||||||||||||||||||||
Информационная | Социально-коммуникативная | Самоорганизации и разрешения проблем | |||||||||||||||||||||||||||
Готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации | Готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Готовность получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной форме для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач | Готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и/или жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими, а также принимать решения о дальнейших действиях | |||||||||||||||||||||||||||
Образовательные области и предметы | |||||||||||||||||||||||||||||
Языковая (родной, кыргызский, русский и иностранные языки) | Социальная (история, «Человек и общество», граждановедение) | Математическая (математика, алгебра, геометрия) | Естественнонаучная (химия, биология, физика, география, астрономия) | Технологическая (технология, черчение и дизайн, компьютерная грамотность) | Культура здоровья (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) | Искусство (литература, музыка, изобразительно-художественное творчество, мировая художественная культура) | |||||||||||||||||||||||